Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 23:11
Главная | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Пасха сценарий [6]
Сценарий юбилея [5]
Сценарий нового года [17]
23 февраля [5]
8 марта [3]
Сценарий дня рождения [2]
Детского дня рождения [2]
Детские сценарии [7]
Для детского сада [7]
Сценарий корпоратива [2]
Сценарий свадьбы [5]
Для класса [7]
Масленница [2]
Сценарий выпускного вечера [4]
Наурыз [1]
Сценарий выкупа невесты [2]
Для взрослых [3]
КВН [3]
Школьные [20]
Праздника весны, весенние [2]
Сценарий утренника [5]
Последнего звонка [3]
Новые, новейшие [2]
Сценарии урока [9]
Классные [6]
Проводов зимы [2]
Проводов на пенсию [2]
Проводы в армию [2]
Сценарий вечеринки [2]
Для девочек [2]
Музыкальные [2]
Сценарий классного часа [5]
Встречи выпускников [3]
Презентации [1]
Шуточные, юмористические [2]
Литературный [2]
Татарские [1]
Интересные, необычные [3]
Народные [2]
Сценарии в стихах [2]
Концертные [1]
Самодеятельности [1]
Новых сказок [4]
Ролевые [1]
Сватовства [1]
Современные [4]
Сценарий собрания [2]
Занятий [5]
Торжественные [2]
Бала [2]
Патриотические [3]
Православные [4]
Военные [2]
Сценарий викторины [1]
В колледже [1]
Приветствия [1]
Конкурс красоты [2]
Семейные [1]
Маленькие, мини [1]
Линейки [2]
Турниров, соревнований, олимпиады [1]
Подростковые, для подростков [2]
Капустники [1]
Пионерские, пионерия, зарница [2]
Украинские [5]
Ярмарок [2]
Досугов, посиделок [1]
Гуляния [2]
Прочие [5]

Интересное

Наш опрос

Ваш пол
Всего ответов: 1022

Статистика


Поиск

Интересное

Загрузка...

к празднику

Главная » Файлы » Сценарии » Сценарий классного часа

Классный час на тему семья
28.09.2014, 23:08


Очень важно еще с раннего детства прививать ребенку правильное представление о семье, о домашнем очаге. Проведение ежегодно классного часа на эту тему поможет школьникам сформировать правильный идеал семейных отношений.

 

 

Внеклассное мероприятие на тему «Семья и семейные ценности»


ЦЕЛЬ:
сформировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях.
проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
формирование у учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи;
способствовать сближению родителей и детей;
ЗАДАЧИ.
Способствовать формированию у учащихся ценности института семьи;
Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
Познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи.
Развить интерес к родословной своей семьи.
Акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.
Показать важную роль в семье традиций и ценностей.
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ. Круглый стол
ОФОРМЛЕНИЕ.
На протяжении всего мероприятия применяется мультимедийная презентация.
Раздаточный материал
Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.
Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.
Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Л.Н.Толстой
Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека
(А.С.Макаренко)
Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся
(А.Монтерлан, французский писатель
1. Вступление
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)
2. Формирование понятия
Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение.
А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
В. Маяковский
Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
Итак, цель нашего урока — проанализировать семейные ценности и традиции в русской семьи, а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.
3.Обсуждение в группах
эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?
Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать.
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!
А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.
Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами:
терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.
Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. (после выполнения задания представители групп озвучивают свой результат)
Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.
В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Семья – это, где тебя любят
Семья – это души огонёк
Семья – это близкие люди
Семья – это вера, надежда и любовь
Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту
Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен
Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут
Семья – это счастье, крепость, забота, терпение
Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть
Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках
Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой
Семья – это самое ценное, что есть у нас
Семья – главней всего на свете.
Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.
Моя семья – какое слово!
В нем много смысла и тепла.
Семья тебя поймет всегда.
Дороже семьи, ничего не бывает.
Бездушные те, кто семью забывает.
Итак, что такое семья? Это любовь и заботы, труд и совместный отдых, радости и печали, привычки и традиции.
В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений.
В 16 веке в России распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи.
В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад.
Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”.
Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?
В переводе с греческого оно означает “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах предавалось большое значение. Например, для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. А первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды.
Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях
Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. А что означает слово “герб”?
Русское название “герб” произошло от немецкого “наследство”. Первые гербы были очень просты по форме и скромны, немногословны по знакам.
Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам
Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:
- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
В современном мире ослаблено влияние на внуков со стороны дедушек и бабушек, на детей со стороны отца и матери. Это несет большую потерю. Потерю не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.
Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей
А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
Но сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях…
Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы и общий вывод)
С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети».
Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Разговор с дочкой
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:
-на 100 заключенных браков приходится 80 разводов (4 из 5 распадаются);
90% сирот имеют живых родителей;
из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 млн человек
Каковы же причины такого положения дел? Можем ли мы утверждать, что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины? (обсуждение)
Получается, что современные семьи страдают эгоцентризмом, т.е. каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.
Ведущий: Ребята, что вы почерпнули из нашего разговора? Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь? (обсуждение)
Забота государства
увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
увеличение стоимости родовых сертификатов.
учреждение материнского капитала.
Итог урока
Сегодня Вы осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ!
Источник: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/09/26/semya-i-semeynye-tsennosti-klassnyy-chas

 

 

 

 

Классный час 6 класс о семье

Цель занятия: формировать представление о значении и роли семьи в жизни человека и общества, расширить знания учащихся о семейных ценностях в жизни наших предков, развивать умение слушать и слышать, умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: фотографии и репродукции, посвященные изображению семьи, родителей и детей.
Человек только тогда и обретает мир в душе,
если отдает себя
на служение ближним

Ход занятия
Вступительное слово учителя
Здравствуйте! Я с радостью приветствую вас всех теперь уже в 6 классе, поздравляю вас с началом учебного года. Надеюсь, он принесет нам всем радость новых побед, удовольствие новых открытий, тепло общения с друзьями. Желаю вам не уставать и не лениться на этом трудном пути.
А сегодняшний наш классный час, первый в этом учебном году будет посвящен семье и семейным ценностям
Беседа с учащимися
- Как по-вашему, для чего человеку нужна семья? (Важно выслушать разные точки зрения учащихся)
- Можно ли назвать счастливым человека, не создавшего семью?
- Какой должна быть семья, чтобы каждый человек в ней чувствовал себя комфортно?
- Когда мы говорим: «моя семья», кого мы включаем в это понятие: только родителей или бабушек и дедушек, теть и племянников, сестер, братьев, родных и двоюродных, троюродных…? А вы бы хотели иметь большую семью?
3. Все вопросы, на которые мы отвечали, над которыми задумались, наверное, привели нас к важному выводу о том, как много значит семья в жизни каждого человека вне зависимости от возраста, достатка, успешности в карьере. Потому что каждому из нас так важно, чтобы рядом билось любящее сердце, чтобы мы всегда могли войти в дом, где нас ждут, где нас понимают, о нас заботятся. С любви двух людей начинается семья, и возникает она для того, чтобы в этой любви продолжался человеческий род, рождались, росли и воспитывались этой любовью дети…
Если ребенка сравнить с молодым деревцем, то семья- это та почва, на которой он растет и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие- в оранжерее, третьи- на скудной, каменистой почве, четвертые- за высокой стеной, пятые- на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разными.
Хорошая семья помогает ребенку укорениться в этом мире, защищает от внешних угроз. Семья для каждого из нас – это первый образ мира, который мы затем проецируем, переносим на внешний мир.
Быть опорой и защитой, вселять уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Семья дает нам силы, чтобы жить. В хорошей семье радости и печали- общие. Здесь умеют радоваться всему: и бабушкиным пирожкам, и красивому закату, и новому альбому группы, по которой «фанатеет» 14-летний сын. В хорошей семье так же открыто печалятся и горюют, когда теряют что-то дорогое, любимое. И из всех радостей и печалей и складывается та сила, которая превращается у взрослого человека в установку по отношению к самой жизни: «Как хорошо, что я живу! Я хочу жить эту жизнь, несмотря ни на что!»
Хорошая семья дает не только тепло, но, что гораздо важнее,- уважение, признание непохожести, уважение личных границ. В хорошей семье, как в хорошем саду, из клена не пытаются сделать дуб, а васильку не пытаются доказать, что он чертополох. Если ребенок растет в хорошей семье, и окружающие воспринимают его адекватно, он и сам учится объективно оценивать себя и свои возможности, свою индивидуальность. И тогда ему не надо стараться быть кем-то еще, потому что родные и близкие люди и так любят его и считают достойным человеком.
Семья- это еще и те представления о справедливости, о добре, о смысле жизни, о Боге, которые человек понесет по жизни.
Вот поэтому, помня о той важной роли, которую играет семья в жизни подрастающего человека, многие выдающиеся ученые, мыслители с древнейших времен оставляли потомкам свои заветы, касающиеся отношений родителей и детей, устройства семьи, дома.
Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:
- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Начиная с XIII века брак в России мог быть заключен только в церкви. В православии семья- это школа любви и школа спасения. Спасения любовью, когда человек, помогая другому, ведет его к Богу, приводит к спасению и, спасая его, спасается сам. Не случайно апостол Павел провозглашал семью как «домашнюю церковь». Православие учит относиться к женщине как продолжательнице рода, матери, это взгляд возвышенный, вдохновенный. В библейских книгах мы не раз встретим наставления мужьям относиться с любовью, терпением, сочувствием, пониманием к своим женам: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5.25) «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5.33)
Именно женщина, мать в православной традиции воспринимается как хранительница семьи, ее традиций, уклада. Апостол Петр писал: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…».То есть главное- красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому женщина как раз уделяет большее внимание.

В народе, в крестьянской среде замужество вело к длительной разлуке девушки с родными, на несколько лет, иногда и на всю жизнь. Дочь отдавали в чужую семью, и конечно, тревога, печаль о её будущем выливалась в грустные песни-плачи, причитания, которые поют во время сватовства и обручения. Свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны. Целью их было пожелание достатка в доме, богатства молодым каким-то магическим, сакральным способом. Думаю, что о некоторых из этих обрядов вы знаете .
4. Мини-викторина
Как вы думаете, от каких слов произошли слова суженый и невеста? (Суженый- от слова «судьба», судьба посылает жениха; невеста- неизвестная, неведомая. Это происхождение указывает на старинный обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, т.к. молодые сочетались браком по воле родителей.
Как вы думаете, для чего молодых на свадьбе осыпали зерном? ( осыпали не только зерном, еще и хмелем и деньгами. Чтобы молодые жили счастливо, сыто и богато)
А что означает обычай обмениваться кольцами? Почему именно кольца? Почему чаще всего из золота или серебра? (Кольцо-знак вечности и непрерывности брачного союза. Золотое кольцо символизирует солнце, серебряное- подобие Луны.)
Почему в среду и в пятницу не сватаются? (Постные дни. Негоже в постный день о сватовстве думать, кроме того могли возникнуть проблемы с угощением сватов)
Какое время года считалось временем свадеб и почему? (Осень, т.к. окончены полевые работы)
Существовал обычай, по которому молодая жена должна была после свадебного пира сама разувать мужа, снимать с него сапоги. В чем смысл обряда? (Женщина показывала, что признает главенство над собою мужа, проявление своей покорности. При этом у некоторых народов молодая этот мужнин сапог клала себе в изголовье кровати, по другому обычаю- в одном из сапог она могла найти монетку, которую забирала себе, а если не отгадывала- другой сапог оказывался с плёткой, и хотя бы символически муж трижды ударял ее)
Вспомните имена литературных героев, которые живут в счастливых семьях или сами создали счастливую семью.

5. И в заключении нашего разговора мне хотелось бы услышать ваше мнение об одном коротком рассказе-притче.
Притча- это короткий поучительный рассказ в аллегорической форме, который содержит моральное или религиозное поучение.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?..
- На какие мысли навела вас притча? Чему стремился научить нас ее автор? (Обсуждение)
- Можно ли применить мудрость этой притчи не только к семейным отношениям мужа и жены, но и к отношениям детей и родителей?

Мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор побудит вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами, своими словами и поступками. Берегите тех, кого вы любите!

Литература
Иоанн, Архиепископ Любовь долготерпит/ Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский, Мария Городова,- М.: Астрель, 2008
Круг жизни. Составители Н.В. Будур и И.А.Панкеев.- М.: ОЛМА_ПРЕСС, 1999
Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком/ Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Учебная книга БИС, 2008
Интернет-ресурсы «Первое Сентября» «Фестиваль педагогических идей», «Социальная сеть работников образования» и др.
Источник: http://nademamontova.narod.ru/index/0-24

 

 

 

 

Классный час для школы "Семья в моей жизни"

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливо детство.
Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Основные понятия:
Конфликт - противоборство, столкновения, серьезное разногласие.
Эмоции - волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.
Подготовительный этап:
Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-»кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями ( задание дается предварительно).
Алгоритм деятельности:
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.
В современной песне поется:
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг…)
Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно….., что нельзя…..
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)
2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.
(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.
3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».
Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Проблемная ситуация 1.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - у телефона.
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
А) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.
-Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
- Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
(Обсужение.)
Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.
1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:
«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»
(Развивается способность самоанализа)
2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?
(Развивается способность понимать причины действий других)
3. У тебя есть человек, который тебе не нравится?
Подумай, в чем причина этого неприятия?
(Анализ по аналогии)
4. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.
Подведение итогов.
Источник: http://www.kragi2.narod.ru/Family/Chasi.htm

 

 

 

 

Сценарий классного часа о семье и семейных ценностях

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы хотели бы поговорить с вами о семье, семейных отношениях и семейных традициях.

ВЕДУЩАЯ: Что представляет собой наша семья? Прежде всего, семья – это самые родные, близкие и дорогие люди. В трудную минуту они всегда готовы поддержать тебя и оказать нужную помощь, а в счастливые моменты будут гордиться твоими успехами и разделять с тобой радость побед!

ВЕДУЩИЙ: Версий происхождения слова «семья» несколько, и пусть лингвисты с нами не согласятся, но мы убеждены, что семья – это «7 Я».

ВЕДУЩАЯ: Первое «Я» – это, конечно, мы сами. Второе и третье – наши мама и папа, оставшиеся четыре «Я» – наши бабушки и дедушки. Как раз и получается ровно семь.

ВЕДУЩИЙ: Конечно же, семь человек – далеко не предел! Есть семьи, в которых насчитывается 10, 15 и более человек! Например, семья Николаевых воспитала 27 детей – своих и приемных. Это почти целый класс!

ВЕДУЩАЯ: Воспитать столько детей является настоящим подвигом – вы только подумайте, ведь их всех нужно было не только одеть, обуть, накормить, но и помочь выучить уроки, поиграть с ними и поговорить по душам. Татьяне Евгеньевне, этой удивительной маме, за выдающиеся заслуги был вручен орден Почета.

ВЕДУЩИЙ: Быть мамой даже одного ребенка – это очень почетно! Мама – самое почетное звание на свете! О маме поэты слагают стихи, композиторы пишут песни…

ВЕДУЩАЯ: Какие вы знаете стихи и песни о маме?

(дети отвечают с места)

ВЕДУЩИЙ: Да, вы вспомнили практически все известные песни, посвященные маме. Но одну из них вы не назвали. Да и как вы могли ее назвать? Ведь сейчас вы услышите ее в первый раз!

ВЕДУЩАЯ: Встречайте! Учащиеся … класса с песней «Мама»!

Песня «Мама»
(на мотив песни «Осень» группы ДДТ)

Кто такая мама? Это слово
Знают малыши уже с пеленок.
Голос и улыбка чьи с детства нам знакомы?
Для кого дороже всех ребенок?

Мама – это покой и уют,
Мама – значит, нас всегда ждут
Там, где дом и наша семья –
Это мама моя!

Кто такая мама? Знает каждый –
Это близкий друг и наш родитель,
Самый дорогой для нас, нужный нам и важный.
Мама – дома и семьи хранитель.

Мама – это покой и уют,
Мама – значит, нас всегда ждут
Там, где дом и наша семья –
Это мама моя!

ВЕДУЩИЙ: С чем можно сравнить семью? Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

ВЕДУЩАЯ: Конечно же, это дерево! Дерево дает новую жизнь – новые побеги – подобно тому, как семья дает новую жизнь – в ней рождаются новые ее члены.

ВЕДУЩИЙ: Аналогию между семьей и деревом провели уже давно, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы.

ВЕДУЩАЯ: Раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным – и неважно, какие отметки стояли напротив его фамилии в классном журнале. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 500 членов своей семьи? А хотя бы 50?

ВЕДУЩИЙ: Конечно, для составления родословной вам потребуется помощь родителей, бабушек и дедушек – они смогут рассказать вам о ваших предках и о тех членах семьи, с которыми вы никогда не встречались. А красиво оформить свою родословную вы сможете, имея уже готовое генеалогическое дерево, куда останется только вписать имена.

ВЕДУЩАЯ: Такая возможность представится тем, кто правильно ответит на загадки, касающиеся семьи – подарком для них будет вот такое генеалогическое дерево

(демонстрирует шаблон генеалогического дерева, оформленный в рамку)

ВЕДУЩИЙ: Итак, приступим.

В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)

ВЕДУЩАЯ: Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)

ВЕДУЩИЙ: Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть? (да, если хирург – мама мальчика)

ВЕДУЩАЯ: У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть?
(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)

ВЕДУЩИЙ: Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру?
(Мэри)

(ведущие вручают призы ученикам, которые дали правильные ответы)

ВЕДУЩИЙ: А теперь поговорим о семейных традициях. Что это такое? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет.

ВЕДУЩАЯ: Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот член семьи является самым уважаемым, к его мнению прислушиваются остальные домочадцы и во всем стараются спросить его совета.

ВЕДУЩИЙ: А кто из вас получил имя в честь родителей? А в честь бабушки или дедушки? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?

(предоставляется возможность высказаться двум-трем детям)

ВЕДУЩАЯ: Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Именно поэтому детей называли в честь тех родственников, которые пользовались заслуженным авторитетом и уважением, занимались любимым делом и были счастливы в течение всей жизни.

ВЕДУЩИЙ: А в честь кого из родственников вы бы хотели назвать своего ребенка в будущем? И почему?

(предоставляется возможность высказаться двум-трем детям)

ВЕДУЩАЯ: С рождения ребенка воспитывает мама, затем он идет в детский сад, а позже – в школу. Чтобы получить профессию и иметь возможность работать, после школы необходимо поступать в училище, техникум или институт. На сегодняшний день таких учебных заведений очень много – можно выбрать любую специальность, которая тебе по душе. Но всегда ли так было?

ВЕДУЩИЙ: Нет, так было далеко не всегда. Во времена наших пра-пра-прадедушек и пра-пра-прабабушек на всех детей не хватало даже школ, а об институтах и говорить не приходится… Каким же образом дети получали профессию? Они учились у своих родителей. К примеру, отец-кузнец с детства обучал ребенка основам кузнечного дела, с возрастом сын все больше помогал отцу, а затем и заменял его в кузнице, позволяя отцу «выйти на пенсию».

ВЕДУЩАЯ: Так сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.

ВЕДУЩИЙ: А знаете ли вы примеры таких династий? Может быть, представители вашей семьи как раз и являются династией? Или вы сами хотите пойти по стопам родителей?

(предоставляется возможность высказаться двум-трем детям)
ВЕДУЩАЯ: И в завершение нашей беседы послушаем еще одну песню, которую подготовили для нас ученики … класса.

Песня «Наша семья»
(на мотив песни Игоря Николаева «Пять причин»)

Что же с вами мы зовем семьёй?
Кто для нас является роднёй?
Человек не может жить один,
И у него на это пять причин.

Первая причина – это мать,
Кто еще нас может так понять?
Папа наш – вторая из причин,
Лучший он на свете из мужчин.
Бабушка родная – это три,
У нее глаза полны любви.
Четвертая причина – это дед,
В-пятых, мы их любим много лет.

Будет и у нас своя семья,
Вырастут и наши сыновья.
Без семьи не сможет жить наш сын
И на это будет пять причин.

Первая причина – это мать,
Кто его сумеет так понять?
Папа – вот вторая из причин,
Лучший он на свете из мужчин.
Бабушка родная – это три,
У нее глаза полны любви.
Четвертая причина – это дед,
В-пятых, он их любит с детских лет.
Источник: http://www.tca77.narod.ru/klassnyj-chas-semja-i-semejnye-cennosti-5-8-klass.htm

 

 

 

 

Категория: Сценарий классного часа | Добавил: Яло
Просмотров: 13748 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Українські народні казки
Конкурс красоты для девочек сценарий
Литературный сценарий один из лучших
Красивейшие сценарии на юбилей женщине
Христианские сценки, постановки
Казки на ніч для дітей
Монологи известного юмориста Владимира Винокура


Прикольные, веселые и смешные Сценарии для вас. Сайт посвящен различным видам игровых мероприятий, которые люди с удовольствием устраивают на праздники. Сценарии, в том числе Сценарий классного часа, обязательно пригодятся вам на празднике, вечеринке, сборе друзей и коллег. Сценарии для взрослых и детей, прикольные и смешные Сценарии для мальчиков и девочек, мужчин и женщин помогут вам сделать ваш праздник просто незабываемым. Также этот сайт станет настоящей находкой для школьников, учителей и воспитателей в детском саду, потому-что вы здесь подберете для себя и детишек оригинальные и интересные Сценарии.