Главная » Файлы » Сценарии » Литературный |
30.03.2013, 17:45 | |
У каждого из нас есть любимые стихи о любви. Предлагаем Вам поделится этими произведениями на литературном вечере, посвященным любви. Воспользуйтесь представленными ниже сценариями проведения вечера. Сценарий проведения поэтического вечера о любви 1 ведущий В жизни часто так случается По весне, когда растает снег, На пути на жизненном встречается С человеком человек…. Он хорошим парнем называется Свой покой он потерял навек, Так бывает, ежели влюбляется В человеке человек… 2 ведущий Как бывает, ежели влюбляется в человека человек? Сегодня мы и поговорим с вами об этом, поговорим о любви. Для нашего разговора мы попросили бы вас ответить на два вопроса: Что такое любовь? Зачем она существует? (все пишут, играет музыка). 1 ведущий Итак, что такое любовь и зачем она существует на земле? Вот что вы ответили …. 2 ведущий Да, это один из вопросов на который однозначно человечество ещё не не ответило. За 2006 лет нашей эры миллиарды влюблённых, гениев и поэтов, великих учёных и философов не нашли определения слову «любовь». И никогда не найдут его. Пусть даже самые правильные научно-точные, прозаические словари всего мира ищут ответ. Потому что не подчиняется любовь строгим рамкам, нет определения этому слову, и пусть не будет, а будет великое, вечное чувство. 1 участник. Стихотворение «Есть вечная любовь» (А. Федоров). Есть вечная любовь В глазах её ищите, Что говорят честней, Чем губы и язык. Есть вечная любовь Беснуйтесь, трепещите, Кто чахлые цветы Тайком срывать привык! Есть вечная любовь Она чиста, как ландыш, Не водит за собой поклонников гурьбой Ей вовсе не нужны Банальные рулады Она идёт на бой И жертвует собой. Есть вечная любовь Мне жаль вас, кто не верит, Кто крылья обломал И не взовьётся вновь, Вы проглядели жизнь, Не вам её измерить Есть солнце! Есть гроза! Есть вечная любовь! 2 ведущий. Сколько прекрасных строк о любви создано поэтами, влюблёнными: чистых, добрых, нежных, тревожных. И никогда они не скажут о любви, потому что безгранична настоящая любовь. Не скажут, а говорить надо. «Говорите о любви любимым, Говорите чаще, каждый день, Не сдаваясь мелочным обидам, Отрываясь от важнейших дел. Говорите, слышите, мужчины, Искренне, возвышенно, смешно, Говорите над кроваткой сына Шепотом на танцах и в кино В вашем старом, в вашем новом доме, В час прощальный руки на плечах, На перроне, на аэродроме, Реактивный гром перекричав. Пусть вам говорят, что это детскость, Пусть в стихах доказывают вновь Истину известную, что дескать Молчалива сильная любовь. Пусть при этом поглядят с насмешкой Превосходства, даже торжества, Для чего придуманы народом Нежные и светлые слова! Чудаки, медведи, нелюдимы! Слышите, отверзните уста Нынче миру так необходимо- Нежность, теплота и доброта. Стихами, музыкой говорите о любви. Пусть всегда влюблёнными пишется нежная, светлая музыка. Музыка радостная, звонкая, будоражащая. И пусть всегда это будет музыка чистая, искренняя, как сама любовь, где широта и ясность, взлёт и падение, порывы, страсти, сомнения, терзания. (звучит музыка) 2 участник Стихотворение А.С. Пушкина «Признание» Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь. Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в души моей. Без вас мне скучно – я зеваю При вас мне грустно – я терплю, И мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш лёгкий шаг, иль платья шум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум, Вы улыбнётесь – мне отрада, Вы отвернётесь – мне тоска, За день мучения – награда, Мне ваша бледная рука. Алина, сжальтесь надо мною Не смею требовать любви, Быть может за грехи мои Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад! 2 ведущий. Это было в 18 веке. А теперь? В наш ультрасовременный век ритмов, стресса, механики? «Теперь не умирают от любви. Насмешливая, трезвая эпоха: Теперь не страдают, и не разбиваются сердца». 3 участник Герои не сражаются на дуэлях из за чести любимых, остаются живы, едят, пьют, одеваются. 4 участник И живут сознанием, что от любви умирают только в кино? Правда? 3 участник Нет! 2 ведущий. Настоящая любовь всегда делает человека чище, лучше, выше, добрее, заставляет ревновать к звёздам, Копернику. Во все века любовь будоражит, радует, печалит, очаровывает, сводит с ума. Во все века и времена настоящую Не сломают любовь ни ссоры, ни версты, Продумана, выверена, проверена. Подъёмля торжественно стих строкоперстный Клянусь- люблю неизменно и верно» 5 участник «Я не могу без тебя жить» (Н.Асеева) Я не могу без тебя жить! Мне и дожди без тебя - сушь, Мне и в жару без тебя – стыть, Мне без тебя и Москва – глушь. Мне без тебя каждый час – с год, Если бы время мельчить дробя Мне даже синий небесный свод Кажется каменным без тебя. Я ничего не хочу знать – Бедность друзей, верность врагов. Я ничего не хочу ждать, Кроме твоих драгоценных шагов. 6 участник Спасибо за то, что ты есть, За то, что твой голос весенний, Приходит как добрая весть В минуты обид и сомнений Спасибо за искренний взгляд О чём бы тебя не спросил я – Во мне твои боли болят, Во мне твои копятся силы. Спасибо за то, что ты есть, Сквозь все расставанья и сроки Какие-то скрытые токи Вдруг снова напомнят – ты здесь. Ты здесь, на земле и повсюду Я слышу твой голос и смех Вхожу в нашу дружбу, как в чудо, И радуюсь чуду при всех (А. Дементьев) 1 ведущий Да, человек создан для любви. Он должен любить кого-то больше себя, отдать себя целиком другому человеку, раствориться, исчезнуть в нём и тем самым найти себя в новой, высшей жизни, в единстве с любимым человеком. 2 ведущий На планете встречаются двое и … прекрасен становится рассвет. Чарует музыка Баха. Жизнь – радость. Пусть ещё не сделано предложение руки и сердца, ещё не было объяснений в любви, ещё даже не очень ясно, любят они друг друга или нет. Это прелюдия глубоких чувств, но и она нежна. И теперь вся вселенная принадлежит им, и им всё по плечу. Загадай желанье сокровенное В эту ночь мне чудо по плечу, Хочешь, я вокруг вселенную, Каруселью звёздной заверчу. Пожелай, и это поле снежное Я в цветник весенний превращу Задержать сумею неизбежное, То, что потеряли, отыщу. Загадай, исполню всё до малости Только об одном тебя прошу, Не грусти пока со мной, пожалуйста, Я потом сторицей отгрущу. 3 участник А о чём говорят влюблённые? 4 участник Говорят они все об одном, но каждый по своему. 6 участник Стихотворение С.Есенин «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» 3 участник А если не стихами? Если он не поэт? – Каждый влюблённый немножко поэт. 2 ведущий. Это клёновый листок. Маленький, будто детская ладошка с растопыренными пальцами. А вот потёртые медные пятаки. Да, да. Они сейчас висят на осине, как старая кольчуга богатыря. Это листья осины. Господи, почему же я полгода рассказываю тебе об осенней листве, о застенчивых звёздах, о карнавальных нарядах цветов, рассказываю обо всём на свете и не могу объяснить элементарно простое, как дождь, объяснить, что я люблю тебя. (Полонез Огинского) 5 участник Ласковая моя, смешная девчонка, несмышленая, упрямая. Я мало знаю слов, в которые сразу веришь. Ну как тебе рассказать, что дождь уже кончился и стволы жёлтого света выросли в нашей роще? Что засыпает полуденным сном речка и вода тщетно пытается смыть у берега отражение багряных и золотых крон. Как объяснить тебе, что сейчас мне тоже хочется писать стихи? Вот что я сделаю. Не скажу тебе ни слова, а сяду в свободное кресло и подключу твоё сознание к себе. И тогда ты сама всё поймёшь, почему я так упорно молчу – так писал Гольдернес, человек, обречённый на неподвижность. 7 участник Мне кажется, что ты сама поймёшь, И я об этом говорить не буду… Бывает, что словами отпугнёшь Любовь – единственное в мире чудо. Чуть двинувшись, рука тебя нашла, Сближаются уста, дрожат ресницы, И – обрела, два голубых крыла И устремилась ввысь любовь как птица. Пьянящая бескрайность бытия… Восторг и боль! Вся мощь и крутость жизни! Навеки, да? Давай побудем молча полчаса Безмолвие рождает чудеса (Гольдернес) Диалог о любви. 3 участник. А если он любит, а она ушла? 1 ведущий Истинно любящие всегда до конца борются за душу любимого. А если это надо для счастья любимой или любимого, уходят навсегда, чтобы никогда уже не вернуться. Он должен поскорей от рук отбиться От губ её, от рук её, от глаз В кого придётся- наскоро влюбиться… Зубрить, зубрить и в пять утра вставать. И засыпать над книгой как попало Не вспоминая, падать на кровать И сразу спать Иначе всё пропало. 4 участник Да, в жизни часто встречаются трагедии, но не бывает безысходности. Безысходность – только у слабых. 2 ведущий. Один поэт очень любил девушку, но девушка не поняла его и ушла. Она ушла, но любовь долго не оставляла его. Он искал выхода из страданий. И вот однажды перешагнул их. И вышел в большой мир, в красоту природы, в поэзию чувств. Он был поэтом, нашёл об этом прекрасные слова и отдал их людям. Так он приобрёл своё чувство утраты в приобретении. 1 ведущий М.Ю.Лермонтов «Я не унижусь пред тобой» 5 участник А если человек не встретит свою любовь, что тогда? 2 ведущий Такого не случается. Надо только ждать, не предавая свою мечту. Не ошибиться и не отдать сердце за подделку. А если годы будут идти и в волосах появится первая седина, а на щеках морщины? Есть одна тайна: кто не изменяет мечте, у того душа не стареет. 8 участник Одни называли её «чудачкой» И тихо на лоб показывали тайком, Другие «принцессой» и «гордячкой», Третьи – просто «синим чулком». Птицы и те попарно летают, Душа стремиться к душе живой, Ребята подруг из кино провожают А это одна убегает домой. Зимы и вёсны цепочкой пёстрой Мчатся, бегут, за звеном звено, Подруги порой невзрачные просто Смотришь – замуж вышли давно. Вокруг твердят ей – пора решать, Мужчины не будут ведь ждать, учти, Не долго в девках вот так остаться Дело то кажется к тридцати Неужто не нравится даже никто? Посмотрит мечтательными глазами, Скажет: «Нравится, ну и что!» И удивлённо пожмёт плечами. Какой же любви она ждёт? Какой? Ей хочется крикнуть: «Любви – звездопада, Красивой – красивой Большой – большой А если я в жизни не встречу такой Тогда мне совсем никакой не надо». 4 участник Что хочет видеть юноша в девушке? 1 ведущий. Идеал. Но идеалы красоты меняются. У каждой эпохи свой идеал. Что же тогда остаётся? - Неизменное. Красота души. (Романс «Я помню чудное мгновенье») 2 ведущий Давайте будем немного нежнее, добрее, внимательнее, отзывчивее, искреннее друг к другу. Чтобы нас любили. 1 ведущий. У меня находится в руках осенний листок. Вы будете передавать его друг другу, и у кого листок окажется, тот должен прочитать любимые строки о любви! Сценарий литературного вечера о любви великих людей Вступление: На сцене темно, горит свеча, девушка за столиком склонилась над письмом. На белом фоне высвечивается силуэт юноши: он читает письмо Желткова из «Гранатового браслета» Куприна. Голос юноши за сценой. Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли… Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом… Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку,— о, как я ее целовал,— ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено. Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату D-dur N2, ор. 2. Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Звучит «Appassionato» Бетховена. Девушка закрывает глаза. Вновь силуэт юноши, он продолжает читать на фоне музыки. Голос юноши за сценой. Вот сейчас я Вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалости, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое». Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твое». Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое» «В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое". „Ты, ты и люди, которые окружали тебя, вы все не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе. "Да святится имя Твое». С последними звуками музыки гаснут свеча, все лучи, затем сцена полностью освещается. Примерные этапы КТД: Первый этап: Появляется ведущий. В е д у щ и й. Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова. Сегодня мы поговорим с вами о любви, о том, как любили великие люди. Тем более что сегодня Валентинов день — День всех влюбленных. Есть много разных легенд и версий возникновения этого праздника. Одна из них гласит, что, когда римскому императору Клаудису II потребовались солдаты, он издал приказ, запрещающий мужчинам жениться, чтобы они не оставались дома, а шли воевать. Но один священник по имени Валентин влюбился в молодую девушку и тайно женился на ней. Об этом узнали, и священник был приговорен к смерти. В Англии этот праздник начали отмечать с XV века. Там своя легенда: христианин Валентин в 269 году находился в тюрьме и ждал исполнения приговора. Однако перед смертью он влюбился в слепую дочь своего палача. Валентин написал ей письмо и подписал: «Ваш Валентин». Другая версия: Святой Валентин чудесным образом исцелил слепую дочь палача, но несмотря на это был казнен 14 февраля. Еще версия: Валентин был большим другом детей, и, когда его посадили в тюрьму, дети сочиняли и бросали ему через решетки маленькие записочки, чтобы поддержать и ободрить своего друга и учителя. Впоследствии Валентин был объявлен Святым, и с 1820 года в Англии начался выпуск специальных открыток в честь Святого Валентина со словами «Я люблю тебя». В настоящее время это праздник любви и дружбы. Любимая, любимый… Какими только словами не обращались к тебе. Вслушайтесь! О мой друг, нежный друг мой, сокровище мое, моя возлюбленная, душа моя, дорогая избранница, о мой любимейший, мой добрый друг, мой ангел, моя любовь, моя единственная, ангел мой, жизнь моя, мое второе я… (Пауза) Во все времена о любви говорили, говорят и будут говорить. «Тайна сия велика есть…» — повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично. А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей… У ч е н и к (читает Сонет 56 В. Шекспира) Проснись, любовь! Твое ли острие Тупей, чем жало голода и жажды? Как ни обильны яства и питье, Нельзя навек насытиться однажды. Так и любовь. Ее голодный взгляд Сегодня утолен до утомленья, А завтра снова ты огнем объят, Рожденным для горенья, а не тленья. Чтобы любовь была нам дорога, Пусть океаном будет час разлуки, Пусть двое, выходя на берега, Один к другому простирает руки. Пусть зимней стужей будет этот час, Чтобы весна теплей пригрела нас. В е д у щ и й. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце, расплавляющее изнутри тяжкое, уродливое тело тысячелетней тучи. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю" — значит сказать „Ты не умрешь"». Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам Бог, чтобы и вы испытали это чувство. Новелла первая: Петрарка и Лаура. Кто-то из философов однажды сказал, что опыт любви — самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей. И чтобы понять любовь великого поэта Петрарки к Лауре, «заурядной жене» заурядного авиньонца, имевшей одиннадцать детей, надо знать историю этой любви. Когда Петрарка увидел Лауру в одной из авиньонских церквей, ему было двадцать три, ей — двадцать. Она была уже женой, он — молодым ученым и поэтом. Когда она умерла, ей было за сорок. Петрарка пережил любимую на двадцать шесть лет. Незадолго до своей смерти он написал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее». Любовь Петрарки к Лауре часто называют идеальной: он любил на расстоянии. В Амвросианской библиотеке в Милане хранится рукописный журнал сочинений Вергилия, принадлежавший Петрарке,— его любимая книга, его неразлучный спутник во всех странствиях. На обороте первой, белой страницы находится запись, писанная собственноручно Петраркой; эта запись — единственное место, где он открыто засвидетельствовал свою любовь. Ю н о ш а (Читает. Звучит «Сентиментальный вальс»). Лаура, славная собственными добродетелями и долго воспеваемая моими стихами, впервые предстала моим глазам в раннюю пору моей юности, в лето Господне 1327-е, в день 6-й месяца апреля, в церкви Святой Клары в Авиньоне, в час утренний; и в том же городе, в том же месяце апреле, в тот же 6-й день, в тот же первый час, лето же 1348-е, у сего света свет оный был отнят, когда я случайно был в Вероне, увы! Судьбы своей не ведая. Весть же горестная настигла меня чрез письмо моего Людовика в Пармс, в том же году, в день мая 19-й, поутру. Тело ее непорочное и прекрасное было погребено в усыпальнице братьев Миноритов в самый день смерти к вечеру; а душа ее, я уверен, возвратилась на небо, откуда была. Сие же, на скорбную память о событии, с некоей горькой отрадою положил я написать именно в этом месте, которое часто у меня перед глазами, да ведаю, что в сей жизни ничто не должно мне более нравиться, и дабы частое созерцание сего и помышление о скоротечности жизни напоминали мне, что после того, как порваны крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона, что помощию Божией благодати легко станет, если строго и мужественно буду памятовать суетные заботы, пустые надежды и печальные исходы минувшего времени. В е д у щ и й. Мы чувствуем в Петрарке живую, страдающую, тоскующую душу — душу, вызывающую острое сочувствие и сегодня, потому что он любит не идеальный, вымышленный образ, а живую земную женщину. Его сонеты — письма к ней. Ю н о ш а (читает Сонет Петрарки) Лгут зеркала,— какой же я старик! Я молодость твою делю с тобою. Но если дни избороздят твой лик, Я буду знать, что побежден судьбою. Как в зеркало, глядясь в твои черты, Я самому себе кажусь моложе. Мне молодое сердце даришь ты, И я тебе свое вручаю тоже. Старайся же себя оберегать - Не для себя: хранишь ты сердце друга. А я готов, как любящая мать, Беречь твое от горя и недуга. Одна судьба у наших двух сердец: Замрет мое — и твоему конец! В е д у щ и й. Новелла вторая: история любви Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Пара танцует вальс. Ю н о ш а (читает стихотворение «Бал» Федотова) Загадочно свечи мерцали, Скользил под ногами паркет. Был бал. И они танцевали Любимый ее минуэт. Воздушное белое платье Касалось его сюртука, Влюбленным и рукопожатья Достаточно было пока. Фамильная брошь золотая Да тонкий алмазный браслет, Металла невинность святая За гением пылким вослед. Была она так грациозна, Так прелести юной полна, Что дам пожилых и серьезных И тех покорила она. Кружилась она и не знала, Что будет с ним рядом века Богиня столичного бала В изящных своих башмачках. Веселая музыка снова Пьянила ее, как вино, Она лишь пока Гончарова, Ей Пушкиной стать суждено! Качались у вееров перья, Звон шпор, мишура эполет… И девушки в платьях вечерних Ревниво смотрели в лорнет. Второй этап: В е д у щ и й. Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его «стотринадцатая любовь». Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым — вот какие чувства владели им в эти годы. П у ш к и н. Я встретился с Натали в декабре 1828 года. «Когда я увидел ее в первый раз,— писал я позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой),— я полюбил ее, голова у меня кружилась». В е д у щ и й. Уже в конце апреля 1828 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределенен: «Дочь еще слишком молода». Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений, быть может, ищет смерти. И только в конце сентября возвращается в Москву. В начале апреля он снова делает предложение, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в церкви вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу-жену. Ю н о ш а (читает стихотворение А. Пушкина «Мадонна») Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. В е д у щ и й. В разлуке письма Пушкина к Наталье Николаевне особенно искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период их совместной жизни — шесть лет, в течение которых поэт несколько раз покидал Петербург — наибольшее количество писем — 64 — написал он жене. П у ш к и н. «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…». Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Я тоже считал, что жена моя — прелесть, любил «это милое, чистое доброе созданье», любил ее душу больше красивого лица. Царица моя, мой ангел, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище. В е д у щ и й. Давно нет Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Но остались письма и стихи — свидетельства их любви. В е д у щ и й. Новелла третья: Байрон и Тереза. Великий английский поэт Джордж Гордон Ноэль Байрон был вынужден покинуть Англию и странствовать по свету. Последней любовью Байрона была Тереза Гвиччиоли, с которой он познакомился в Венеции. Ей было тогда шестнадцать лет, ему немногим более тридцати, но она уже была замужем за графом Гвиччиоли. Любовь к Байрону стала для юной Терезы событием, которое изменило всю ее жизнь… А он писал ей восторженные письма. Б а й р о н. Сокровище мое… Если бы ты знала, как велика моя любовь к тебе, ты не подумала бы, что я способен забыть тебя хоть на единый миг. Тебе надо узнать меня лучше — быть может, ты когда-нибудь поймешь, что я хоть и не стою тебя, но истинно люблю. Где ты, моя Тереза? Все здесь напоминает о тебе — все осталось прежним, но тебя нет… При разлуке тот, кто уезжает, меньше страдает, чем тот, кто остается… Я нахожу удовольствие только в мыслях о тебе, но не знаю, как я мог бы вновь увидеть те места, где мы бывали вместе,— особенно те, что священны для нашей любви,— увидеть и не умереть от тоски. Сокровище мое, жизнь моя стала очень печальной и однообразной; ни книги, ни музыка, ни лошади, ни собаки — ничто не доставляет мне удовольствия; общество женщин меня не влечет; о мужском я и не говорю. В течение нескольких лет я сознательно избегал сильных страстей. Я не хотел больше любить и не надеялся быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения; я теперь весь твой; я буду тем, чем ты пожелаешь — буду, быть может, счастлив твоей любовью, но покоя мне уже не знать никогда. Не надо было будить мое сердце. Но эти размышления запоздали. Я обладал тобой, и, каков бы ни был конец, я вечно буду всецело твоим. Целую тебя тысячу раз и еще тысячу раз… Люби меня — твоего неизменно нежного и верного. Звучит музыка из рок-оперы «Звезды и смерти Хоакина Мурьетты». В е д у щ и й. Новелла четвертая: Денисьева и Тютчев. Елена Александровна Денисьева в течение 14 лет была тайной любовью замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Да, он любил их обеих — и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками. Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля — Елена Александровна Денисьева — умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение. Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта. У ч е н и к (читает стихотворение Тютчева «Последняя любовь») О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность. Учащиеся исполняют романс «Гори, гори, моя звезда». В е д у щ и й. Новелла пятая: Блок и Менделеева. Ее мы посвящаем великому поэту, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он — слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо. Первый сборник стихов был написан в течение 1901 — 1902 годов. Назывался он «Стихи о Прекрасной Даме». Эта книга поразила всех чистотой и искренностью. У ч е н и к Ты в поля отошла без возврата! Да святится Имя Твое! Снова красные копья заката Протянули ко мне острие. Лишь к Твоей золотой свирели В черный день устами прильну, Если все мольбы отзвенели, Утомленный, в поле усну! Ты пройдешь в золотой порфире Уж не мне глаза разомкнуть, Дай вздохнуть в этом сонном мире, Целовать излученный путь. В е д у щ и й. Стихи Блока наполнены лучезарными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая Царевна, Голубая Царица земли, Звезда, Купина, Мировая Душа, Вечная Женственность. Кто же вдохновил Блока на создание этого цикла? «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой, жене Блока. Их более 800. Они составили три первых цикла: «До света», «Стихи о прекрасной Даме», «Распутья», которые принесли автору славу первого поэта России. Ю н о ш а (читает стихотворение Александра Блока «Незнакомка») По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседских столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas» кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине Третий этап: В е д у щ и й. Новелла шестая: Анна Ахматова и Николай Гумилев. В дальних далях начала XX века взошла их поэзия, а вместе с ней и их любовь. Сцена: юноша и девушка говорят о своей любви, обращаясь к залу. А х м а т о в а. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю. Г у м и л е в Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о Вас, о Вас. Возьмусь за книгу, но прочту: «Она», И вновь душа пьяна и смятена. Я брошусь на скрипучую кровать, Подушка жжет… Нет, мне не спать, а ждать. И крадучись я подойду к окну, На дымный луг взгляну и на луну. Вон там, у клумб. Вы мне сказали: «Да». О, это «да» со мною навсегда. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, Что вас, покорной, не было и нет, Что ваше «да», ваш трепет у сосны, Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны. А х м а т о в а. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя. Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. Г у м и л е в Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу — певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то,— и хочет топиться. Твержу ей: крещеному С тобой по-мудреному Возиться теперь мне не в пору; Снеси-ка истому ты В днепровские омуты, На грешную Лысую гору. В е д у щ и й. К сожалению, брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева не сложился. Расставшись, каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Инсценировка стихотворения Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Постановка «Юнона и Авось» — фрагмент. В е д у щ и й. И закончить наш вечер мне хочется письмом неизвестной к неизвестному. Звучит «Лунная соната». Д е в у ш к а (читает письмо). Хороший мой, любимый! Как рассказать тебе о моем счастье? Во все времена счастье было понятием отвлеченным. Это неверно. Ничего нет более зримого и вещественного, чем счастье. В течение трех дней я видела его, ощущала, дышала им, держала его в руках. Это сделал ты. Луна в радужном кругу, скрип голубого снега, заиндевевшие волосы и ресницы — все это было счастьем… Мы катались с укатанной ледяной горки, и ветер свистел в ушах и до слез жег глаза. Мы падали, барахтались в снегу, карабкались по скользкой тропке… И это было счастьем. Счастьем была большая темная комната, где пахло хвоей и только что погашенными свечками… Счастьем была тихая белая мохнатая ночь, когда я одна ушла далеко, далеко от дома. Я шла по дороге, и все вокруг было полно мягкого белого рассеянного света, все казалось нежным и пушистым… А еще я помню утро — розово-голубое, чуть морозное, когда лыжи так чудесно шуршат по зернистому плотному снегу, а воздух такой свежести и чистоты, что его пьешь, как воду. Милый, с чем бы ни встречалась я в эти дни — все было счастьем… Как я благодарна тебе за то, что ни одна темная мысль, ни одно горькое воспоминание, ни одно печальное предчувствие не омрачили этих чудесных дней… Я так боюсь потерять чудесное свое счастье. Но вот сейчас, пока я ничего не знаю, пока я еще верю в самое лучшее, я хочу еще раз сказать тебе спасибо за счастье, за веру в себя, за молодость!.. В е д у щ и й. Дай Вам бог встретить такую любовь, чтобы в вашей душе родились такие мучительные и такие прекрасные слова. И пусть эта любовь будет взаимной. Будьте счастливы! *********************************** Большой и довольно широкий Марченко пролез в форточку! Правда,, форточка немного шире обычной, она квадратная. Но все равно эти чудеса только для цирка. Читала, что были случаи, когда человеку грозила смертная казнь и властелин-самодур предлагал ему для сохранения жизни сделать невозможное, например проглотить украденный громадный кусок золота. Человек глотал и даже оставался жив... — Я не хотел вас будить и боялся испугать... Мы сели, закурили и долго смотрели друг на друга. Я — все еще не веря, что передо мной Марченко, а не бандит и что он в самом деле влез в форточку. Он — казня себя за то, что все же разбудил меня, будто это главное! — А вы не боялись, что у меня разрыв сердца будет, когда я услышу шаги в соседней комнате? И тут же поняла, почему он об этом не подумал — он бы не проснулся! Почему он пришел ночью, один? Пятьдесят километров. Только позавчера все они ушли туда, и через пять дней за мной должен был прийти проводник Ванька с оленями. Оказалось, что сгорел лагерь в первый же день их прихода на место, то есть вчера. В лагере оставался один Ванька. Устраивая для оленей дымокуры, он обычно подпаливает сухие кочки, мох, сучья, даже поотставшую кору на деревьях и не следит за огнем. Запрещали ему делать это много раз, но проверять бывает очень трудно. И очевидно, как всегда, он лег после этого спать. Все были на работах. Почувствовав запах гари, подумали, что это дымокуры, потом побежали, но пожар уже кончился. От лагеря остались только резиновые сапоги, кем-то заброшенные на дерево. Сгорели палатки, спальные мешки, продукты, одежда. Немного наскребли они на дымящейся земле полуобгоревшей крупы. Ванька объявился в лагере несколько часов спустя; якобы он искал убежавших оленей. Может, олени и убежали от пожара раньше, чем он проснулся. Ванька изобразил буддийское удивление,Говорил, что он ни при чем. Впервые в нашем доме Ванька появился так: вошел в комнату и остановился посередине — невысокий, почти маленький, по- медвежьи округлый, с круглым и смуглым, лоснящимся лицом, круглой головой, левая рука на перевязи. Что-то от большого, дитяти. Сказал: — Я — Ванька. Колхоз прислал мне его в проводники. Ванька — эвенк, но, как и большинство из них на юге Якутии, говорит не по-эвенкийски, а по-якутски. Сирота, без семьи и родных, вырос в чужой дальней юрте, где-то в глубине тайги. Не очень сообразителен, но хитроват и практическая сметка есть. В первом же бою, уже в конце войны, был ранен, и рука его навсегда повисла. Председателю колхоза легче всего отдать нам именно его, я это понимаю, и, кроме того, председатель считает, что наша работа легкая и Ванька справится. А у нас не так уж легко для него. Мне хотелось бы крепкого, расторопного и во всем сведущего проводника, чтобы его и расспросить и поездить с ним в разведку и чтобы оленей летом он вьючил крепко и зимой хорошо бы грузил и увязывал нарты. Мои горожане не помощники — стоят и смотрят. А как Ванька будет с одной рукой? Но что делать, не отсылать же его обратно, жалко парня... Марченко был страшно зол на Ваньку и кричал, что отдаст его под суд. Идти с ним утром не захотел, а вышел сразу, к ночи. Шел напрямик, по компасу, без тропы. Все же он молодец, Марченко. Ни ночь, ни тайга, ни бездорожье — все ему нипочем. Доказательств Ванькиной вины нет, и все угрозы Марченко бессмысленны. Потом были милиция, акты, допросы, разговоры с Ванькой, поездки на склад за имуществом и продуктами. В бухгалтерии на мне «повисла» большая сумма денег... Летний Горбылях — край сказочный и необыкновенный. Оазис и раздолье сквозных таликов. Теплая, даже жаркая страна — в восемь часов утра двадцать восемь градусов! Зимой в царстве льда и представить невозможно все эти роскошные луга. Буйство цветов на островах среди ерника и елей, на поймах и по склонам. Высокотравье, красные и желтые ирисы, оранжевые лилии, зон^ тичные, медуница, лютики и еще какие-то удивительные пестрые цветы. Эти с приближением вспархивают и улетают — бабочек множество. На острове из-под земли бьют фонтанчики — похоже, что фильтруется речной поток. На террасе, где лагерь, скипидарно резко пахнет елью, багульником и сырыми мхами. Среди кочек в два метра высотой, с голубикой, елочками и кустами березы наверху родниковые воронки по полтора метра в диаметре. Кочки омываются бегущими вниз по склону потоками воды, вода на глазах выжимается буйной силой снизу между гранитными глыбами. В воронках через «кипящий» песок брызжет вода и выходят газы. Песок так взрыхлен, что рука свободно идет в глубину. Над потоками колышатся громадные папоротники.
| |
Просмотров: 37816 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Конкурс красоты для девочек сценарий |
Стихи размышления |
Игры и конкурсы для корпоративных вечеринок |
Сценки на встречу выпускников |
Сценки из школьной жизни ребят |
Повчальні казочки з Полтавщини |
Сценарий свадьбы без тамады |