Главная » Файлы » Сценарии » Гуляния |
03.04.2013, 23:11 | |
Приближается православный праздник - Троица. Предлагаем Вам хорошенько подготовиться к этому народному гулянию и воспользоваться сценариями из нашего раздела. Праздник проводится на лесной поляне. Центр поляны - импровизированная сцена, посреди которой установлено деревце-берёзка. До начала представления идёт фонограмма; русские народные песни , текст, записанный на 2 голоса: (мужской и женский ) 1-й День добрый всем людям празднующим! Послушай, народ честной, о чём повествует библейская легенда. На пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников апостолов сошёл дух святой. Это было указание Бога-отца нести весть о христианстве "всем народам и языкам". Эта легенда подтверждает существование пресвятой Троицы : Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой. Вот таков смысл этого праздника. 2-й А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником - семикам. Он знаменовал конец весны и начало лета! Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка ! С праздником Вас, судари и сударыни. [ Русская народная мелодия ] На сцене появляется 2 ведущих Красна девица и Добрый молодец 1 вед. День добрый Вам, красны девицы ! 2 Красна девица И Вам, Добры молодцы! Добрый молодец. Люди почтенные и молодые! Красна девица. Толстые и худые! Добрый молодец. " Зелёные святки" мы нынче празднуем, да Троицу встречаем! Красна девица. Весну провожаем, да лето красное встречаем! В давние-давние времена в этот День, накануне Троицы посвящали девушек, принимали их в члены своего рода. И водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, украшали берёзку родимую, которая дарила человеку всякому сверх естественную живительную силу! Добрый молодец. А посмотрим, как это было! Красна девица. Между прочим, когда девушки веночки плели, да хороводы водили, гадали на венках, да купались, парней близко не было. Так что, получается , что сегодня Вы за девушками подсматривать! Ну тогда уж тихо , осторожно! А мы начинаем! ( Звучит народная мелодия. На сцену выходят девушки в красных сарафанах. Одна из девушек наряжена в " берёзку" (зелёный сарафан ,венок из веток берёзы)) Звучит фонограмма; 1-й Берёзонька белая, Берёзонька кудрявая, на чём приехала? Берёзка На ковре, на золоте На атласе, на бархате; - 2-й "У кого же ты гостила?" - Берёзка У отца, у матери, У рода , у племени, У Красных девушек. 3-й Берёзонька кудрявая, Кудрявая , моложавая, Под тобой, берёзонька, Не огонь горит; Не мак цветёт, Не огонь горит- Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя берёзонька Все песни поют. (Исполняется песня "Во поле берёзка стояла" Девушки танцуют в хороводе. Завивают венки и приговаривают ; 1-я Мой венок, мой зелёный Веночек , венок, аленький цветок. Да кому ж я свой веночек подарю? 2-я А я загадаю свой венок на друга милого Алексея! Пусть не повянет венок мой на берёзке, а когда в воду его брошу, пусть его прибьёт к берегу, в следующем году значит замуж за него пойду! 3-я А я загадаю свой венок на батюшку и наматушку! Пусть не повянет и мой венок ,а родители мои пусть здоровыми будут! 4-я А что ж ,подруги, кукушка молчит? Кукушка, кукушка сколько мне лет в Девичестве ходить? (Кукушка кукует 3-4 раза) -Спасибо , кукушечка !И то ладно ,приданое еще не готово! Уж мы, девушки, дело сделаем, 5-я Уж мы белу березоньку завили Уж мы веночек - за батюшку, Уж второй - за матушку, А третий венок - за сому себя! (Надевают венки на березу) 1-я Через березовый венок - покумимся, подругами станем: Покумимся кума, покумимся, Чтобы нам с тобой не браниться, Вечно дружится. (Через березовый венок целуются друг с другом) 2-я Еще тебе подрасти, да побольше 3-я До налетья косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе дома Исполнение песни "Уходи горе, уходи..." Девушки во время песни уходят. Добрый молодец.: Я все видел, и всё- всё слышал! Как я хочу, чтобы Алёнкин-то венок не завял! Мечтаю к осени свадьбу справить! Алёнка- маков цвет, такого другого и в природе нет! Укрою - ка я его понадёжней в листьях, чтоб его ветром не задуло, солнцем не засушило, и дождём не размыло! (Пытается перевесить венок на другую ветку) (Слышатся тревожные звуки. < Ау - уу> - перекликиваются русалки. С разных концов поляны собираются вокруг берёзы . Окружают Добра молодца. Он пытается выйти, но ничего не получается . Русалки танцуют) На фоне мелодии и танца фонограмма. Что же ты, добрый молодец, забыл, что в русальную неделю нельзя до ночи в лесу задерживаться одному! Русалки защекочут тебя до смерти, а ты ещё так молод. И не увидит тебя твоя Аленка! Мужск. Голос: Ничего! Лишь только день начнёт клониться к вечеру появятся молодые затейливые парни, они примутся за русалок. Появляются парни. Играет баян, видят русалок, кричат: "Гони русалок!" Бегут за русалками, русалки в разные стороны убегают. Двух русалок догоняют , подводят к центру сцены, по плечам хлещут ветками полыни: 1- й Вот тебе, чтоб не кусалась, не щипалась и чтоб людей не топила, урожай не топтала (Русалки уходят) 1- й Ну теперь прогнали русалок, веселись- не хочу, закончили русалки свои игры и унесли зло и пакость поглубже в лес, на дно вонючего болота, радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. Все парни подходят к берёзке и снимают веночки. К берёзке подходят девушки. Ой хожу ль я по городочку Ищу ль я ласкову Ладу (надевает венок на девушку) 2-й Хожу ль я по городочку Ищу ль я ласкова тестя. й Хожу ль я по городочку Ищу ль я ласкову тёщу. й Хожу ль я по городочку Ищу ль я ласковых шурьев. Образуются пары. Идёт игра - "Ручей" Исполнение песни "Течёт ручей", одновременно танец. (Добрый молодец) В горелки поиграть пора (Такая тоже есть игра) Играть в " горелки" - благодать! А по сему начнём играть! (Добрый молодец (проводит игру) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звонят: ( проводится 2-3 раза, Исполнение песни "Выйду на улицу" в это время молодцы играют в "цепи кованые"). Добрый молодец и красна девушка выходят к микрофонам. Добрый молодец : Вот так веселится русский народ на славном празднике троицы. Красна девица: А поскольку на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником -Семиком-седьмой четверг после Пасхи -не обходилось гулять и без языческих народных персонажей Семика и Семенихи! Вот они! Появляются два персонажа. Они наряжены в старое тряпьё, у Семика горе , в руках у них худое ведро, палка, помело. Они бьют палкой о ведро. Это весёлая пора, знак праздника. В руках у них чучело из соломы и ветки берёзы. Молодёжь окружает их , семик разгоняет палкой любопытных. Я Семик, пришел честный и радушный Не один пришел, с женой пришел. Пришёл лето обещать красного, Да здоровья всем недюженного, Да богатства видного. Я жена Семика! На мне одежды шелковые, перешелковые, пришла мужей Вам верных обещать, Да парней влюблённых девкам! Добрый молодец: Семик, да сбудутся ли твоё обещание. Красна девица: Обещать - то всякий может! Семик: Из глубокой древности мы, как и берёза - знак праздника! Что берёза даёт целительные силы каждому - кто прислониться к ней- ты веришь. Вот так и мы! Мы вылечим всех берёзовой веткой, отвлечет от вас горе и беду, призовём к вам богатство, но при этом одно условие. Красна девица : Какое? Семик: Люди не должны быть жадными! Проявите щедрость! Подайте на трапезу! Семиниха: Дайте нам шильце да мыльце, Белое белильце да зеркальце! Семик: Конфетку, а не денежку За красную девушку! Вместе с молодёжью обходят всех, люди подают, угощают! В это время исполняются песни. Добрый молодец. С давних пор и посейчас,хоровод в чести у нас. Нынче - праздник. Эй, народ! Заводика - ка хоровод! Красна девица. Истенно в троицу принято было водить хоровод: Наши предки верили, что хороводом они помогают солнцу- главному источнику жизни. Говорят, что такой хоровод мог протянутся от села до села. Так давайте же сделаем круг на весь белый свет, ну хотя бы на всю поляну!А Семик в это время будет излечивать всех берёзовой веткой, изгонять недуги! Итак, начнём! Хоровод музыку ( "Уходи горе "" Во поле берёза или песня в исполнении хора) " Семик обмахивает каждого берёзовой веткой. Уходи. Семик. Пусть уходит горе, болезни, неприятности! Пусть сгорит всё в этом огне, занесенном на "Зелёные ветки" вместе с этим соломенным пучком! Пусть будет лето урожайным и без пожаров..! ( Поджигают костёр, сжигают чучело ) ( Исполнение песни. ) Добрый молодец. Ну что ж, народ празднующий? Если сейчас выйдет хороводница - девица, да вынесет каравай, цветами украшенный, да положит его на центр скатерти на поляне - значит начнётся мирская трапеза! Расстилайте и вы скатерти, усаживайтесь на помянки. Красна девица Ввносит каравай украшенный цветами. Хлеб-соль и мир вашему дому! Устроем, люди-добрые, троицкую трапезу! Сядьте поближе к земле, пусть земля силы Вам даст! Добрый молодец. А веселье на поляне продолжается. Наши гости звонко поют, - это ансамбль "Бабье лето" Дома культуры Малоенисейска. Звучит мелодия песни "Уходи горе" Добрый молодец и Красна девица на сцене. Добрый молодец. Русский народ говорит: хорошо живут там , где много поют. Красна девица. А мы сегодня много пели и плясали: Пройдёт время, опять придёт Семик и троица, загадаем о счастье ещё раз! Вместе. Всего вам доброго! Ведущий. Сегодня мы встречаем один из самых главных христианских праздников - День Святой Троицы. Этот день - пятидесятый по счёту от дня Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница. Вот что мы читаем в Деяниях святых апостолов: Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование. После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божья. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары. И вот, как раз в день, когда все праздновали день Десяти Заповедей, а народ, заполняя улицы и площади города, шёл к храму, в девять часов утра внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил всё своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг, посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов. Все вместе поют молитву Святому Духу на славянском языке: Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша. Ведущий. Это было первое чудо, но за ним произошло второе, ещё более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошёл на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями. Несколько участников (педагогов или учащихся, приготовившихся заранее) читают молитву Святому Духу на разных языках: На греческом: Василев урание, Параклите, то пневма тис алиthиас о пандаху парон кэ та панда плирон, о Thисаврос тон агаthон кэ зоис хоригос, илthэ кэ скиносон эн имин кэ каthарисон имас апо пасис кэлидос кэ сосон агаthэ тас психас имон. (th - звук как в английском) На латинском: Rex Caelestis Rex Caelestis, Paraclite, Spiritus veri, Qui ubique ades et omnia imples, Thesaure bonorum et vitae Dator. Veni inhabitaque in nos et purge nos omni obscenitate, et salve, Bone, animas nostras. На английском: O Heavenly King O Heavenly King – the Comforter, the Spirit of Truth, Who art everywhere present and fillest all things, The Treasury of blessings and the Giver of Life. Come and abide in us, and cleanse us from every impurity, and save, O Gracious One, our souls. Ведущий. Самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык. Многие слушали проповедь апостолов, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около 3 тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа. Так окончился день Пятидесятницы, ставший днём рождения христианской Церкви. Ведущий. Горница, где на апостолов сошёл Святой Дух, была украшена цветами и травами. Вот откуда пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка. Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Айда и мы на улицу берёзку прославлять. Все выходят на улицу. Девочки заводят хоровод вокруг берёзки. Мальчики стоят рядом. Берёзка стоит в центре поляны, склоняя голову и ветви. Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Девочки водят хоровод вокруг берёзы. В конце хоровода Берёзка «оживает». Берёзка. Уж вы милые девушки мои, Уж вы верные подруженьки! Ой, спасибо за наряды подаренные, За песни нежные, за пляски удалые. Как услышала я песни звонкие, Да и пришла к вам на праздничек. Ожила я - веселиться хочу, Песни петь, хороводы водить. Берёзка заводит шуточный хоровод под русскую народную мелодию для всех ребят. Берёзка показывает движения, а ребята повторяют. После хоровода Берёзка жалуется. Берёзка. "Ай, густо-густо на березе листьё, Ой-ли, ой люли, на березе листьё. Господа бояре, мужики крестьяне! Не могу стояти, веточек держати... Ведущий. Сорвите листочек с нашей берёзы, Найдёте вы в ней утешенье - не слёзы. Святые отцы так сказали когда-то, До нас донесла это Церковь, ребята! Ученики подбегают к берёзке, на которой заранее прикреплен вырезанные из бумаги листочки, с написанными на них высказываниями святых отцов и поговорками – крупицами народной мудрости. Ребята читают и объясняют прочитанные изречения. ПОКОРНОЕ СЛОВО ГНЕВ УКРОЩАЕТ. КАЙСЯ, ДА ОПЯТЬ ЗА ТО ЖЕ НЕ ПРИНИМАЙСЯ. ЧТО ТЕЛУ ЛЮБО, ТО ДУШЕ ГРУБО. КТО ЛЮБИТ БОЖИИ ДЕЛА, ТОМУ ЖИЗНЬ ЛЮБА И МИЛА. ДУХОВНАЯ БЕСЕДА ЛУЧШЕ СЫТНОГО ОБЕДА. ЖИТЬ – БОГУ СЛУЖИТЬ. БЕЗ ЕВАНГЕЛИЯ КАК БЕЗ СОЛНЦА – И ДНЁМ ТЕМНО У ОКОНЦА. КТО НЕ ЛЮБИТ ОБЛИЧЕНЬЯ, ТОТ НЕ ХОЧЕТ ИСПРАВЛЕНЬЯ. БОГ ЛЮБИТ ПРАВЕДНИКА, А БЕС – ЯБЕДНИКА. В УМНОЙ БЕСЕДЕ УМА НАБРАТЬСЯ, А В ГЛУПОЙ – СВОЙ РАСТЕРЯТЬ. БОЙСЯ ВСЕВЫШНЕГО – НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО. ГОВОРИ С ДРУГИМИ ПОМЕНЬШЕ, А С БОГОМ ПОБОЛЬШЕ. ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ ДА БОГА, И ПОВСЮДУ ТВОЯ ДОРОГА. ЯЗЫКОМ БОГУ МОЛИСЬ, ДА РУКАМИ РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ. ГДЕ ЛЮБОВЬ – ТАМ И БОГ, ДА ТИШЬ, ДА ГЛАДЬ, ДА БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ. В ПРОСТЫХ СЕРДЦАХ САМ БОГ ПОЧИВАЕТ. ЖИВИ СМИРЕННЕЕ, И ВСЕМ БУДЕШЬ МИЛЕЕ. БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ, А СМИРЕННЫМ ДАЁТ БЛАГОДАТЬ. ДИАВОЛ ГОРДИЛСЯ, ДА С НЕБА СВАЛИЛСЯ. НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, А ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ. В БЕДЕ НЕ УНЫВАЙ, А НА БОГА УПОВАЙ. КТО МАЛЫМ ДОВОЛЕН, ТОТ У БОГА НЕ ЗАБЫТ. БУДЬ С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ И С РАБОТОЙ В РУКАХ. БОГ ТОЛЬКО ТЕХ НЕ СПАСАЕТ, КОТОРЫЕ СПАСТИСЬ НЕ ХОТЯТ. ВАЖНЕЕ МОЛИТВЫ ДЕЛА НЕТ. НЕ ДУМАЙ ПЛОХО О ЛЮДЯХ – БЛАГОДАТЬ ОТОЙДЁТ. НЕМОЩЬ ДУШИ УВРАЧУЕТ ХРИСТОС ЧЕРЕЗ УСТА ДУХОВНОГО ОТЦА. УТЕШИТЬ СКОРБЯЩЕГО И ПЕЧАЛЬНОГО ВЫШЕ МНОГИХ ДОБРЫХ ДЕЛ. БЕЗ БОГА НИ ДО ПОРОГА. МОЛЧАНИЕ - ОТРАДА МУДРОСТИ. ИГРЫ НА ТРОИЦУ Ведущий. А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька. Игра «Плетень» Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро». Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест). 1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова: От плетня упала тень - В зной прохлада радует. 1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова: Хорошо, что сам плетень На меня не падает. 3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова: От плетня упала тень - В зной прохлада радует. 3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова: Хорошо, что сам плетень На меня не падает. Конкурс «Косички» У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее. Припевы на Троицу "Мы завьем венок Мы на все святки, Мы на все святки, На все празднички На все празднички На Духовые, На Духовые, На венковые". "Пойдем, девочки, Завивать веночки! Завьем веночки, Завьем зеленые! Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я, молодешенька, Увесь год веселешенька!" "На горе города Завиты ворота, В те ворота Наталья шла, За собой вела красных девушек, Красных девушек, все подруженок. За Натальей шла Татьяна, За собой вела..." "Березка, березка, Завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, К тебе красны пришли, Пирога принесли Со яичницей". Горелки Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня. А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в "Битве мешками". Весовые категории при этом не учитывались - важнее равновесие. Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в "Кости". Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет. Горелки с платочком Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит. Зайцы и плетень Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10— 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают: Заяц, заяц не войдет В наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся! При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают: Не войдет и другой раз, Нас плетень от зайцев спас. Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов. Игра «Ручеёк» Действующие лица: современный юноша, девушки в русских народных костюмах, ведущий. На сцене – декорации, изображающие летний пейзаж. Отдельно стоит макет березы. Ведущий. Троица – последний в году из числа так называемых «переходящих» христианских праздников. Переходящими они называются потому, что связаны с Пасхой. О Троице сложено множество народных поговорок: Бог любит троицу. Без троицы дом не строится. Троица перстов крест кладет. Есть у нее свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много грибов; от Троицы до Успенья хороводы не водят». Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира. По преданию, благодаря сошествию Святого Духа апостолы – ученики Иисуса Христа – заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-отца, а послан он был Богом-сыном. На сцене – следы пикника, звучит современная музыка, с шумом проходят девушки и юноши в современной одежде. На сцене остается один юноша. Юноша. Ой, кажется, заблудился. Эй, кто-нибудь, отзовись! (Никто не отвечает.) Ну где же все-то? В центр зала перемещается установленная на крестовине береза. Звучит русская народная музыка. За сценой слышится смех. Юноша с опаской оглядывается по сторонам. Под музыку на сцену выходят две девушки в русских народных костюмах. 1-я девушка. Ух ты, чудо какое невиданное! Ты кто, домовой? Юноша (растерянно). Да нет… 2-я девушка. Знаю, знаю, это Чудо-Юдо заморское! Юноша. Да не чудо я, простой человек! 1-я девушка. Что-то не похож ты на людей-то… а знаешь, пойдем с нами! Юноша. С вами? А куда? 2-я девушка. Березку завивать! На сцену выбегает девушка в сарафане и в венке из веток березы. Девушка. Ой, девушки, ой, красавицы, Красны девицы-подруженьки! Завтра Троица да зеленая. Айда в лес – березку завивать Да веночки заплетать, Весну провожать, Красно лето встречать! Выбегают девушки в старинных русских нарядах. На головах венки из цветов и веток березы. В руках яйца, куличи, пирожки, ленточки. Они подходят к березе. Окружают ее и по очереди расхваливают: – Ай да красавица! – Ай да кудрявая! – Ай да стройная! Девушки берутся за руки, водят хоровод. Поют песню «Во поле березонька стояла». Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли-люли, стояла. Люли-люли, стояла. Некому березку заломати, Некому кудряву заломати. Люли-люли, заломати. Люли-люли, заломати. Пойду я в поле погуляю, Белую березу заломаю. Люли-люли, заломаю. Люли-люли, заломаю. Юноша. Как красиво у вас получается все, и поете вы хорошо, только не пойму я, что вы празднуете? 1-я девушка. А празднуем мы Троицу, великий праздник. Троица – последний в году из числа так называемых «переходящих» христианских праздников. Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после пасхи называется «зелеными святками, «русальей» или «семиковой». Неделя завершается в воскресенье празднованием Троицы. 2-я девушка. В Семик (четверг) мы, девушки, надеваем лучшие наряды, плетем венки из веток березы и цветов, идем в лес завивать березку. Девушки по очереди продолжают прославлять березу. Березка-березонька, Завивайся, кудрявая! К тебе девушки пришли, Пироги принесли со яичницею! На поляне, на лугу Гнулася березонька. Ее девушки завивали, Алой лентой украшали, Березку прославляли: «Белая березонька, Ходи с нами гулять, Пойдем песни играть!» Ведущий. Свивали девушки верхушками ветки березы, навязывали на нее цветные ленты, загадывали на судьбу, а также на желания: – Завьем березоньку!.. – Да желанья загадаем! Девушки кладут под березу яйца, куличи, перевивают ветки березы цветными ленточками. Загадывают желания. 3-я девушка. Вью-вью колечко на батюшку. Другое колечко на матушку. Третье колечко на себя. 4-я девушка. Вью колечко на сестру. Другое на брата. А третье колечко на себя! Ведущий. Под березкой они «кумились», целовались, через венки обменивались крестиками. Исполнялся очень веселый обряд вокруг «заломанной» березки. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» ее. Во время крещения девушки «кумились». Будущие «кумы», просунув лицо в завитый березовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестами. При этом пели: Все девушки: Покумимся, кума, покумимся! Чтоб нам с тобой не браниться, Вечно дружиться! Девушки целуются через венки, обмениваются крестиками и платочками. 5-я девушка. Кумушка-голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобой покумимся, Давай с тобой подружимся, Крестиками поменяемся, Чтоб нам с тобой не ругаться, А вечно смеяться! Ведущий. Шуточная церемония «крестин» всерьез сближала юных селянок, как бы роднила их, и «покумившиеся» часто оставались верными подругами на долгие годы. Ссора между покумившимися подружками считалась великим грехом. И этот грех надо было долго замаливать. 6-я девушка. Ты мне кумушка, Я тебе голубушка. Кумушка-голубушка! Горюшко размыкаем! Будешь мне помощница, Рукам моим подсобница! Девушки садятся под березку, едят обрядовую пищу: яичницу, каравай, кашу. 1-я девушка. Первая ложка каши – березке, а крошки – кукушке. (Обращаясь к юноше.) А ты, парень, будь осторожен, а то русалки защекочут. Юноша. Это еще что? 2-я девушка. Русалка почитается у нас как лесная богиня, в кукушек русалки превращаются. Вот выйдет из воды русалка красоты невиданной, очарует тебя, защекочет да и утащит к себе на дно. На русальей неделе купаться нельзя. Ведущий. Семичный четверг в лесу – это девичий праздник. А взрослые в этот день, с ними и парни, будущие хозяева, спешили на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в ближайшем городе или большом селе. Ярмарка была не только шумным торжищем. Но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, шарманщиков и медвежьих танцев. Суббота – день поминовения предков. С утра весь народ шел на кладбище, украшал могилы ветками березы, цветами и травой. Вспоминали усопших добрым словом, говорили о них: «Про отцов помнить от века завещано» – и оставляли на могилах угощение: яйца и пироги. В день Троицы окрестности оглашал торжественный благовест со всех колоколен. В храмах, украшенных зеленью, шли молебны. Люди направлялись к обедне с букетами цветов, зелеными ветвями. 3-я девушка. Березка белая – символ расцвета природы. Она укрыла Богородицу и Христа в непогоду. В воскресенье на Троицу опять отправимся в лес и расплетем заломанную березку. Срубим другое деревце, принесем его домой, нарядим лентами и поставим в переднем углу как новогоднюю елку. 4-я девушка. Девушки-подруженьки! Кумушки-голубушки! Пойдемте к реченьке Венки в воду бросать, На женихов гадать! 5-я девушка. Пойду на Волгу-реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли, не тонет ли Венок мой на воде. 1-я девушка. Мой веночек потонул, Меня милый вспомянул: «О свет, моя ласковая! О свет, моя приветливая!» Ведущий. «Семичная», или «Русальная», неделя с завершающим ее Троицыным днем, был самым любимым праздником сельской молодежи. Об этом пелось: Как у нас в году три праздника: Первый праздник – Семик честной, Другой праздник – Троицын день, А третий праздник – Купальница. Юноша. Да, не дураки были предки повеселиться, неделями праздновали. А мне это больше нравится! 2-я девушка. Оставайся с нами после Троицы Духова седьмица настанет. Вот где повеселимся! Устроим «Проводы русалки». Ведущий. Неделя после Троицы тоже славилась веселыми обрядами. Вот как она проходила в селах на Нижней Волге. Почти повсюду устраивалось затейливое шествие ряженых к реке. Впереди двигалось чудовище, которое, накрывшись одним парусом, изображали несколько парней. Кто-то нес на шесте конский череп. Чудовище подгонял кнутом ярко раскрашенный погонщик. Сзади с озорными песнями шли гурьбой девушки с венками в руках. Чудовище топили в Волге, и девушки бросали ему вслед свои венки. И загадывали: чей венок поплывет – той предстояло скорое замужество, а чей утонет – ту ждала горькая доля вдовы или старой девы. Юноша. Вы знаете, нам, людям 21 века, есть чему у вас поучиться – умению видеть поэтическую сторону жизни, умению беречь и любить природу, любоваться ее красотой. А еще не мешало бы нам позаимствовать вашей душевности и человеколюбия. Все участники праздника выходят на сцену. 1-я девушка. Заглянули в старину мы – Будто дождь омыл сердца. Только не допели струны Нашу песню до конца. 2-я девушка. Всех не спеть нам славных песен, Не сказать всех добрых слов, Край российский наш чудесен, Вечно юн и вечно нов! Под музыку участники представления уходят со сцены. ***************************** Нас догоняют, и Ванька торжественно и гордо подтверждает: «Магистраль!» Какой смысл вкладывает он в это слово, не знаю, но произносит его безупречно. Такого веселья у нас давно не было. Никто из идущих никакой разницы под ногами не замечает— как шли ровными каменистыми верхами без тропы, так и идем. Мне с седла все же заметнее то почти неуловимое, что стало отличать путь. Настроение поднялось. И погода легкая и радостная, и дорога приятная, несмотря на подъемы, и комаров нет. Все перекликаются и балагурят. Кричат Ваньке: — Вань, а Вань, значит, вышли? Очень довольный, Ванька молчит. Внизу в долине ветер стих. Мы долго перебирались через ручьи и болотца и снова взбирались наверх. Шли склонами, глухими распадками, по темным густым кустам. Слетали порывистые ветры — тепловатые с водоразделов, сырые и прохладные— из долин, остро свежие — с горных вершин. Ни о какой тропе уже снова речи не было, но направление было верное. Ребята сзади кричали: — Вань, а Вань, есть магистраль, а? Вань, а теперь идем или нет? Ванька не отвечает, но идет уверенно. Ему-то в самом деле на земле больше написано, чем нам. Был необычайно теплый вечер, почти единственный за все время. И когда мы, усталые, остановились на ночлег на берегу реки среди сосен, рябин и берез, впервые не захотелось ставить палатки. Как на эстраде, мы расстелили их на высокой террасе над рекой в несколько слоев прямо на плотную и сухую землю и легли сверху. Костер потух, из-за высокой гряды зубчатых гор вылезла громадная красная луна. Луна стояла долго и казалась неподвижной. Она неторопливо полоскала в речке свои великолепные лохмотья и, как одеялом, покрывала нас густым красным светом. Подо мной земля, надо мной небо.. Как это хорошо! Чем больше наша жизнь прорастает машинами, небоскребами, синтетикой и тем хаосом звуков, которыми сами мы наполняем землю и космос, тем больше влечет нас к тишине, простым истинам и первородным стихиям — к воде и снегу, к ветру, небу и ничем не прикрытой земле... Я просыпалась не раз. Луна так же, чуть сместившись, висела красным шаром. И я засыпала вновь, как в сказочном лагере шемаханской царицы, ощущая неповторимость этой ночи. Долины хитрого колдуна На широкой пойме в сгущающихся сумерках — стога, стога, стога... как на картине Левитана, что висит в кабинете Антона Павловича Чехова в ялтинском его доме над камином,—подарок художника. Разве только здесь чуть-чуть светлее. Олени с вьюками один за другим спускаются в долину. Мы с Ванькой делаем небольшой крюк — я хочу посмотреть на стога поближе. Подходим к стогам и ждем, когда подтянутся остальные. — Конны сена!—удивляется Леша.— Вот не ожидал. Откуда здесь? — Невероятно,— говорит Марченко, осматривая стога. Я слезла с оленя, Ванька не спешивался — что около копен задерживаться? — Вань, а ты видел когда-нибудь здесь стога? Вот такие? — спрашивает кто-то. — Не, ми не хоlил тут, не витал. Алтан есть,— он машет рукой на север. Там тепло. Да, удивительно, но к северу, где на реке Алдан много таликов и песчаные берега,— богатая растительность, а здесь, к югу, в горах значительно холоднее. Обошли один стог вокруг. Копны как копны — сухое сено обдергано, обчесано со всех сторон, с макушки до земли. Похлопали по копне — что-то плотновато наметано. Даже твердость какая-то под рукой. Наверное, промерзло ночью; хотя и август, а ночами морозы. И вдруг в каком-то углублении в копне вижу —лед. Ну и неожиданность! Такая знакомая, привычная копна, а оказалось то же колдовство. Так бывает во сне: встретишь какую-то милую, приятную бабушку, говоришь с ней, говоришь и вдруг видишь — из-под длинной-длинной юбки — копыто. Или хвост. И сразу все понимаешь... Так что же это такое — копна или лед? Лед в копне? Что еще за фокус? И хотя темнело, пришлось быстро развьючить одного оленя и вынуть кайлу. Попытались растаскать «сено»—не удалось. Оказалось, это не сено, а засохшая на корню трава с дерниной. Дернина поверх льда? Ледяной стожок под толстым земляным одеялом? Да, одеяло сантиметров в сорок. А на стожке наверху очень мило, будто так и надо,— кустики голубики. Значит, стожок стоит давно. Что все это значит? Пошли к следующему стогу. Льда ни с одной стороны нет, все как полагается — сено.
| |
Просмотров: 56496 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2 |
Выпускной вечер в школе - сценарии |
Сценарії шкільних свят. Виховна година "Бабуся берегиня нашого роду" |
Известные монологи актера и сатирика Геннадия Хазанова |
Православная пасха сценарии |
Детские сценарии сказки |
Конкурсы и игры для старшей школы |
Веселые конкурсы, игры для дошколят |